Департамент поддержки малого бизнеса


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
Сибирские бизнес-омбудсмены и представители правительств совместно с заместителем полпреда Андреем Филичевым обсудили 17 ноября в режиме видеоконференции «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 года». Уполномоченные и представители региональных властей предложили ряд корректировок в проект.
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
О пяти направлениях поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетах работы городской администрации с малым бизнесом и трудностях на этом пути рассказал заммэра, председатель комитета по экономике города Иркутска Алексей Альмухамедов
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором будут обсуждаться предложения по повышению доступности кредитных инструментов, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса



   
» Главная / Областные программы поддержки / .. / Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы
Вердикт КСП региона: Поддержка без энтузиазма Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы
Пояснительная записка к отчету о реализации ОГЦП «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010гг.» в 2007 году

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы


ОДОБРЕН

постановлением администрации Иркутской области

от 11 июня 2008 года

№ 156-па

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Областная государственная целевая программа

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

в Иркутской области на 2008-2010 годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск, 2008 год

 

 

ПАСПОРТ

областной государственной целевой программы

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

в Иркутской области на 2008-2010 годы»

 

Наименование программы

 «Поддержка  и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы» (далее – Программа)

 

Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы

Распоряжение администрации Иркутской области от 10 июня 2008 года № 164-ра «О разработке проекта областной государственной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы»

 

Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении программы

Утверждена постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 года № 44/5-ЗС

Государственный заказчик программы

Администрация Иркутской области

Ответственный исполнитель  программы

Департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области

Основной разработчик программы

Департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области

Основные цели программы

1. Повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области.

2. Увеличение вклада СМСП в валовом региональном продукте.

3. Минимизация социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями развития муниципальных образований Иркутской области и с реструктуризацией крупных предприятий.

4. Консолидация усилий органов государственной власти Иркутской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих  инфраструктуру поддержки СМСП.

 

Основные задачи  программы

1. Структурные изменения в предпринимательской среде.

2. Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных СМСП к консалтинговым и/или образовательным услугам.

3. Формирование позитивного мнения у населения о предпринимательской деятельности.

4. Снижение социальной напряженности через вовлечение социально-незащищенной части населения в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест.

 

Сроки и этапы
реализации программы

2008-2010 годы без подразделения на этапы.

 

Перечень основных мероприятий

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение.

2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

3. Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

4. Информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

5. Поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

6. Поддержка СМСП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества.

7. Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

8. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

9. Сокращение административных барьеров.

10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП.

 

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам)

Источники:

2008 год

2009 год

2010 год

Итого:

средства областного бюджета

54675 тыс. руб.

31235 тыс. руб.

28655 тыс. руб.

114565

тыс.

руб.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Увеличение вклада СМСП в валовой региональный продукт до 20 процентов.

2. Увеличение доли СМСП, занятых в инновационной сфере, в  целях перехода экономики на инновационный путь развития.

3. Увеличение доли занятых на СМСП  до 40 % к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Иркутской области, в том числе и проблемы занятости высококвалифицированных кадров.

 4. Привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики Иркутской области.

5. Рост числа средних предприятий путем «доращивания».

 

Система организации и контроля за исполнением программы

Координацию и организацию исполнения мероприятий Программы осуществляет департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области.

Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.

Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.


I.            Введение

 

Основанием для разработки областной государственной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы» (далее – Программа)  является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 года.

Программа, как инструмент государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства (далее – СМСП) объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения мирового опыта и опыта других субъектов Российской Федерации. Основные направления Программы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность СМСП, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки СМСП.

В Программе сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов.

 

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее

решения программными методами

 

 Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Иркутской области):

торговые малые предприятия занимают 45 % (42,23 %);

промышленные малые предприятия – 12 % (10,84 %);

строительные организации – 11,3 %  (11,17 %);

малые предприятия транспорта и связи – 4,9 % (5,96 %).

В отраслевой структуре малого предпринимательства наиболее экономически привлекательной остается сфера торговли. В ней осуществляют свою деятельность 42,23% (2006 год – 47,54%) от общего количества субъектов малого предпринимательства.

Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого предпринимательства посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий,- первоочередная задача органов государственной власти Иркутской области и местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

Несмотря на позитивную динамику развития предпринимательства в Иркутской области и решение ряда задач, поставленных и реализованных в рамках предыдущих программ,  полученный эффект не позволяет характеризовать его как максимально достижимый или конечный.

 Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» существует ряд проблем в развитии СМСП, которые, в том числе, сдерживают образование новых СМСП:

1) недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 60 % предпринимателей, осуществляющих деятельность в Иркутской области, отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 37 % опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;

2) ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной,  87 % респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные площади, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;

3) низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях;

4) недостаточная информационная и консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства на разных уровнях государственного и муниципального управления, а также низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;

5) недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;

6) недостаточный уровень поддержки СМСП на местном уровне;

7) наличие административных барьеров.

Требуется совершенствование и развитие системы поддержки предпринимательства в Иркутской области с учетом  форм и направлений поддержки предпринимательства,  определенным Федеральным законом от 27 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Необходимость разработки Программы и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлено рядом объективных факторов:

1) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

2) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;

3) имеющимся положительным опытом реализации предыдущих программ по поддержке и развитию малого предпринимательства в Иркутской области.

Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем.

Несмотря на улучшающие показатели развития малого предпринимательства в Иркутской области, могут возникнуть определенные трудности, в частности, из-за:

Таблица 1

Возможные риски

Способы минимизации

Изменения федерального и областного законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов правовых актов.

Потеря актуальности мероприятий.

Анализ эффективности мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы.

Неверие со стороны предпринимателей в полезность и доступность мероприятий Программы.

Повышение открытости за счет постоянного  информирования СМСП об осуществляемых предприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний.

 

Об актуальности проблемы поддержки развития предпринимательства свидетельствует ряд положений выступления Президента Российской Федерации Путина В.В. «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года. Предусмотренный настоящей Программой комплекс мероприятий направлен на решение не только организационных, информационных и координационных задач, но и технологических, инновационных, инвестиционных, обеспечивающих рост конкурентоспособности производимых СМСП товаров, работ, услуг.

 

III.             Основные цели и задачи Программы,

сроки и этапы ее реализации

 

Программа соответствует долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Иркутской области и направлена на достижение стратегической, экономической, социальной и организационной целей областной государственной политики в сфере развития предпринимательства, в том числе отдельных категорий СМСП.

Стратегической целью является повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области.

Экономическая цель Программы – увеличение вклада СМСП  в валовом региональном продукте.

Социальная цель – минимизация социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями развития муниципальных образований Иркутской области и с реструктуризацией крупных предприятий.

Организационная цель – консолидация усилий органов государственной власти Иркутской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи.

1.          Структурные изменения в предпринимательской среде.

2.          Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных СМСП к консалтинговым и/или образовательным услугам.

3.          Формирование позитивного мнения у населения о предпринимательской деятельности.

4.          Снижение социальной напряженности через вовлечение социально-незащищенной части населения в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест.

      

Срок реализации Программы:   2008 – 2010 годы без подразделения на этапы.

      

IV. Система программных мероприятий

 

Совокупность мероприятий Программы определяется ее целями и задачами, поэтому представляет собой систему мер и действий, взаимоувязанных по финансовому обеспечению, ресурсам, исполнителя, срокам осуществления.

Мероприятия Программы условно можно объединить в два блока:

поддержка начинающих СМСП;

создание условий для развития уже действующих СМСП.

Комплекс программных мероприятий представлен десятью мероприятиями. Структура Программы обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие созданных механизмов областной государственной поддержки СМСП и организаций, образующих  инфраструктуру поддержки СМСП. Программа предусматривает также применение новых механизмов поддержки с учетом изменившихся потребностей самих СМСП и обозначенных в законодательстве полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Программе учтены также направления, обозначенные Министерством экономического развития Российской Федерации  в качестве приоритетов для участия в конкурсах на получение субсидий федерального бюджета на реализацию мероприятий  Программы.

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение.

Реализация данного мероприятия будет способствовать формированию нормативного правового и организационного поля в сфере развития малого и среднего предпринимательства области.

2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП. 

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг СМСП организациями, образующими  инфраструктуру поддержки СМСП;

2) эффективное взаимодействие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, с СМСП и администрациями муниципальных образований Иркутской области;

3) дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных органов Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и иных организаций в сфере малого и среднего предпринимательства;

4) размещение СМСП в бизнес-инкубаторах.

3. Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

 В данном мероприятии основной упор сделан на внедрение нового механизма привлечения кредитования – создание гарантийного фонда.

Механизм формирования и функционирования гарантийного фонда устанавливается администрацией Иркутской области в соответствии с требованиями Министерства экономического развития Российской Федерации.

4. Информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) налаживание кооперативных связей малого и среднего  предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);

2) увеличение объемов товаров (работ, услуг), производимых СМСП, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли СМСП,  поставляющих свою продукцию за пределы Иркутской области).

5. Поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) рост числа СМСП, удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в  Иркутской области;

2) рост количества СМСП на основе целенаправленной подготовки специалистов.

6. Поддержка СМСП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) создание условия для развития инновационных предприятий;

2) снижение затрат СМСП при развитии приоритетных видов деятельности.

7. Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) увеличение доли СМСП, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта товаров, работ, услуг, производимых СМСП;

2) рост числа совместных производств между СМСП Иркутской области и иностранными партнерами.

8. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) формирование положительного имиджа СМСП;

2)  увеличение количества СМСП;

3) повышение эффективности деятельности СМСП.

9. Сокращение административных барьеров.

В результате реализации данного мероприятия ожидается:

1) создание новых СМСП;

2) сохранение действующих СМСП.

10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП.

В результате реализации указанного мероприятия ожидается рост предпринимательской активности на территориях с низким уровнем развития предпринимательства (рост числа СМСП, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников) и выравнивание сложившейся диспропорции.

Перечень мероприятий Программы, содержащий конкретные мероприятия, их цели и способы реализации изложен в приложении к Программе.

 

V.        Механизмы реализации и ресурсное обеспечение

Программы

 

Ответственным исполнителем Программы является департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области.

К выполнению мероприятий Программы привлекаются хозяйствующие субъекты в установленном законодательством порядке.

В целях обеспечения равного доступа СМСП к получению областной государственной поддержки отбор СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, для оказания областной государственной поддержки осуществляется на конкурсной основе в соответствии с правовыми актами администрации Иркутской области.

Условия и порядок предоставления областной государственной поддержки СМСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП; критерии и условия к СМСП, которым в соответствии с Программой оказывается областная государственная поддержка;  перечень документов, предоставляемых СМСП для оказания областной государственной поддержки; сроки рассмотрения обращений СМСП за оказанием областной государственной поддержкой; требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, определяются правовыми актами администрации Иркутской области и в извещениями о проведении конкурсов на оказание областной государственной поддержки применительно к конкретному мероприятию Программы.

Общий объем финансирования Программы на 2008-2010 годы из областного бюджета планируется в размере 114565 тыс.руб.:

2008 год – 54675 тыс. рублей;

2009  год – 31235 тыс. рублей;

2010 год – 28655 тыс. рублей.

2. Финансирование расходов на реализацию Программы за счет  средств областного бюджета, предусматривает бюджетные ассигнования:

1) на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для областных государственных нужд (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);

2) на предоставление субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП. И СМСП  - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с правовыми актами администрации Иркутской области, в которых должны быть обозначены условия и порядок предоставления поддержки. 

 

Ресурсное обеспечение Программы (тыс.руб.)

Таблица 2

Мероприятия

2008 год

2009 год

2010 год

Всего

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение.

 

70

 

150

 

230

 

450

2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

 

 

1200

 

 

1600

 

 

2150

 

 

4950

3. Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

 

 

38960

 

 

11637

 

 

5815

 

 

56412

4. Информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.

 

 

670

 

 

1190

 

 

1610

 

 

3470

5. Поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

 

 

1852

 

 

 

2158

 

 

 

2450

 

 

 

6460

6. Поддержка СМСП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества.

 

 

5173

 

 

2700

 

 

3050

 

 

10923

7. Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

 

2850

 

2500

 

3150

 

8500

8. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

 

 

3400

 

 

3100

 

 

3300

 

 

9800

9. Сокращение административных барьеров.

 

500

 

700

 

900

 

2100

10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП.

 

-

 

5500

 

6000

 

11500

Итого:

54675

31235

28655

114565

 

VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:

1) увеличение вклада СМСП в валовой региональный продукт до 20 процентов;

2) увеличение доли СМСП, занятых в инновационной сфере, в  целях перехода экономики на инновационный путь развития;

3) увеличение доли занятых на СМСП  до 40 % к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Иркутской области, в том числе и проблемы занятости высококвалифицированных кадров;

 4) привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики Иркутской области;

5) рост числа средних предприятий путем «доращивания».

Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики Иркутской области за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий, и на этой основе задействование новых источников экономического роста.

 

VII. Система организации и контроля за исполнением Программы

 

Текущее управление Программой осуществляет Департамент предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области.

Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.

Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

 

 

Заместитель Губернатора

Иркутской области

 

В.И. Пашков

 

 

 

 





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум