Департамент поддержки малого бизнеса


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
Сибирские бизнес-омбудсмены и представители правительств совместно с заместителем полпреда Андреем Филичевым обсудили 17 ноября в режиме видеоконференции «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 года». Уполномоченные и представители региональных властей предложили ряд корректировок в проект.
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
О пяти направлениях поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетах работы городской администрации с малым бизнесом и трудностях на этом пути рассказал заммэра, председатель комитета по экономике города Иркутска Алексей Альмухамедов
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором будут обсуждаться предложения по повышению доступности кредитных инструментов, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса



   
» Главная / Областные программы поддержки / .. / Вердикт КСП региона: Поддержка без энтузиазма
Вердикт КСП региона: Поддержка без энтузиазма Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы
Пояснительная записка к отчету о реализации ОГЦП «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010гг.» в 2007 году

Вердикт КСП региона: Поддержка без энтузиазма


Контрольно-счетная палата (КСП) Иркутской области проверила использование бюджетных средств, выделенных в 2006 году и за девять месяцев 2007 года на реализацию целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы". В результате проверки КСП было сделано множество замечаний. Остановимся на главных.

Областную государственную целевую программу «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы» (кстати, седьмую по счету) Законодательное собрание региона утвердило в декабре 2005 года, почти перед самым Новым годом.

«Эксперты называют эту программу «прорывом», программой развития, – представляя программу, сообщил тогда начальник департамента малого предпринимательства администрации губернатора региона Алексей Альмухамедов. – В ней содержатся мероприятия, направленные не только на увеличение числа малых предприятий, но и на повышение конкурентоспособности уже действующих. По сравнению с прежними в программе есть новые разделы–по повышению конкурентоспособности предпринимательской среды, продвижению малых предприятий на новые рынки, внедрению новых технологий, инновационному развитию.»

Здесь же было добавлено, что проект программы получил положительные заключения от Всемирного банка и регионального представительства минэкономразвития России.

Прошли два года и проверка Контрольно-счетной палаты...

По словам аудитора КСП Елены Тарасовой, еще на финансирование предыдущей целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2003-2005 годы» из областного бюджета было выделено всего 59,8% от объема, утвержденного программой. Фактически в рамках той программы шла только информационная поддержка малого бизнеса.

Энтузиазма в отношении финансирования программы поддержки малого бизнеса у областных властей не прибавилось и позже–в 2006 году расходы областного бюджета на ее реализацию составили 4,7 млн рублей или 27% от объема, утвержденного программой, а за девять месяцев прошлого года - 10 млн рублей или 40,4% от годового объема.

Кроме того, на средства областного бюджета (26 млн рублей) в 2005-2006 годах был создан бизнес-инкубатор, но активная работа по размещению в нем малых предприятий, по информации КСП, была начата только в прошлом году.

В результате программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы» была признана неэффективной. Ее обновленный вариант будет вынесен на утверждение на июньской сессии Заксобрания региона.

Мы попросили руководителей, которые в разное время возглавляли структуру в администрации региона, занимающиюся малым и средним бизнесом, прокомментировать ситуацию.

Алексей Альмухамедов (руководил департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области с марта 2004 года по октябрь 2006):

   
 

Алексей Альмухамедов:

– Когда работа Совета по предпринимательству была блокирована, произошла потеря общественного контроля над реализацией программы.

  

– На момент разработки, а это был 2005 год, программа была весьма прогрессивной. Но в нашем государстве, и Иркутская область не исключение, в последнее время произошли большие изменения. Был принят новый федеральный закон о малом бизнесе, у региональных администраций появились новые полномочия в сфере поддержки предпринимательства. Поэтому назрела необходимость внести в программу корректировки.

Скажу более–механизм такой корректировки был изначально заложен в программу. И значительная роль в контроле над реализацией программы была отведена Совету по предпринимательству при губернаторе области. В него входили представители большинства общественных организаций малого бизнеса области.

Однако при г-не Третьяке (заместитель губернатора региона в 2006-2007 гг.–ред.) работа Совета была фактически блокирована. Вскоре совет был реорганизован, фактически распущен, из-за чего произошла потеря общественного контроля над реализацией программы.

Однако в целом направление программы–преимущественно инновационное–я считаю правильным. Сегодня именно оно является приоритетом и на федеральном уровне.

Вообще, при разработке программы была поставлена высокая планка. Например, недостаточно было просто объявить конкурс на размещение инновационных субъектов в бизнес-инкубатор. Нужна была серьезная работа по поиску инновационных идей, их доработке, оказание помощи в преобразовании идеи в жизнеспособную бизнес-концепцию. Первые предприятия, размещенные в инкубаторе, соответствовали данным критериям. Некоторые проекты уже реализованы, например, компании «Сиском Софт» и «Нитек Групп».

Почему бизнес-инкубатор начал работать только в 2007 году? Это не совсем так! Первые 12 предприятий были размещены на площадях бизнес-инкубатора еще в августе 2006 года. Однако дальше дело застопорилось и застопорилось на чисто бюрократических уловках.

Судите сами: создание инкубатора заняло два с небольшим месяца, а положение же об управляющей компании согласовывалось практически год.

В результате управляющую компанию в срок не определили, и основные механизмы инкубатора не заработали. Будем надеяться, что для нового губернатора развитие малого бизнеса, в частности инновационное предпринимательство, станет одним из приоритетов.

   
 
   

Владислав Лачкарев:

– Нельзя забывать, что перед жатвой нужно что-то сеять.

Владислав Лачкарев (руководил отделом по развитию малого предпринимательства департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области с ноября 2006 года по январь 2008 года):

– Вопрос недофинансирования программы из областного бюджета обсуждается много лет. Нехватка средств, вызванная дефицитом регионального бюджета, приводит к тому, что не проводятся мероприятия, которые могли бы оказать существенный вклад в развитие малого бизнеса региона. Хотя во всех развитых странах первоначальный стимул развития предпринимательству дает именно государство.

Конечно, не обязательно раздавать деньги, эта поддержка может выражаться в льготных режимах налогообложения, в помощи по выходу на иностранные рынки, в программе по подготовке необходимых кадров и т.д. Президент России ставит задачу: «...к 2020 году доля среднего класса должна составить 60-70%...».

Если исходить из постулата, что основой среднего класса является именно малый и средний бизнес, то нельзя забывать, что перед жатвой нужно что-то сеять.

А вообще, работа по поиску дополнительного финансирования проводилась всегда. Например, в 2007 году Иркутская область выиграла конкурса Министерства экономического развития и торговли РФ на получение субсидии из федерального бюджета в размере 3,75 млн рублей.

Александр Белан, действующий начальник отдела по развитию малого предпринимательства департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы администрации Иркутской области:

   
 

Александр Белан:

– Мероприятия новой программы будут направлены на создание условий для развития предпринимательства.

  

– Нынешняя программа разрабатывалась с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных организаций предпринимателей и структурных подразделений органов исполнительной власти. Среди основных проблем, определенных в ходе опроса субъектов малого предпринимательства, были названы недостаток информации, нехватка квалифицированного персонала, трудности, связанные с получением банковских кредитов и т.д. Поэтому мероприятия программы, в первую очередь, были направлены на обучающие семинары, информационное обеспечение, пропаганду положительного имиджа предпринимателя.

Мероприятия новой программы будут направлены как на создание условий для развития предпринимательства, так и непосредственно на поддержку субъектов малого предпринимательства. Что конкретно имеется в виду?

Одна из проблем, с которой сегодня сталкиваются предприниматели, сложности при получении кредитов, где требуется поручительство. Для этого в области будет создан гарантийный фонд, который заключает договор с предпринимателем и обеспечивает 50% от суммы кредита. Фонд сам не выдает кредиты, но помогает решить вопросы отсутствия залогового обеспечения. Создание гарантийного фонда может помочь решить проблему получения кредита стартующими малыми предприятиями с небольшой кредитной историей и недостаточным залоговым обеспечением.

Кроме финансовой поддержки бюджетные средства будут направлены на формирование и развитие организаций инфраструктуры поддержки, информационную поддержку, подготовку и переподготовку кадров, поддержку предпринимателей в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества, предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, пропаганду и формирование положительного имиджа, поддержку муниципальных программ.

Для полноты картины обратимся и к самим предпринимателям, вернее–к результатам социологического исследования, которое провело экспертное управление губернатора области совместно с Байкальским центром социологических и маркетинговых исследований «Результат». В ходе его в крупных городах области было опрошено 450 респондентов. С помощью опроса изучалась эффективность системы государственной поддержки малого предпринимательства в нашем регионе.

Это результаты исследования:

• 97,1% респондентов не получали государственную поддержку или не имеют представления о ней

• 61% респондентов считает, что бюджетная поддержка в жизни их бизнеса не играет никакой роли. Если к ним прибавить затруднившихся ответить, то это уже 83% респондентов. «Играет незначительную роль» - ответило 10,6 % респондентов. «Играет большую роль» - только у 2,7 %;

• 69% респондентов не знает, сколько бюджетных средств выделяется для развития малого бизнеса, и на какие цели они расходуются

• 50% респондентов считают эффективными и справедливыми такие принципы господдержки как гласность, конкурсность, системность, направленность, паритетность участия (софинансирование со стороны других инвесторов).

Таково мнение предпринимателей нашего региона. Было бы правильно учесть и его как при модернизации действующей программы поддержки малого предпринимательства, так и при ее выполнении–до 2010 года.


 

Наталья Орлова

"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (25) Июнь - Июль

2008 г.






 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум