Департамент поддержки малого бизнеса


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
Сибирские бизнес-омбудсмены и представители правительств совместно с заместителем полпреда Андреем Филичевым обсудили 17 ноября в режиме видеоконференции «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 года». Уполномоченные и представители региональных властей предложили ряд корректировок в проект.
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
О пяти направлениях поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетах работы городской администрации с малым бизнесом и трудностях на этом пути рассказал заммэра, председатель комитета по экономике города Иркутска Алексей Альмухамедов
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором будут обсуждаться предложения по повышению доступности кредитных инструментов, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса



   
» Главная / Кластеры / .. / России нужны кластеры для развития малых компаний
Предприятия иркутской области, объединяйтесь! Новый механизм как светлое будущее малого бизнеса России нужны кластеры для развития малых компаний

России нужны кластеры для развития малых компаний


Во всем мире наблюдается кластерный бум. Россия пока остается в стороне от модных и эффективных форм поддержки инновационного малого и среднего бизнеса. В нашей стране пока нет спроса на кластеры со стороны крупных компаний, нет гибкого рынка труда и квалифицированной рабочей силой.

Согласно последним данным, на 1 января 2010 года количество субъектов малого бизнеса составило 5 млн. 600 тыс. Из них 1 млн 300 тыс. – микропредприятия, 228 тыс. — малые предприятия, около 18 тыс. - средние. И около 4 млн. имеют статус индивидуальных предпринимателей. В целом же за 2009 год количество малого бизнеса выросло на 9%, хотя прогнозировалось снижение этой величины. Однако рост преимущественно вызван увеличением количества индивидуальных предпринимателей.  

По структуре — 45% приходится на оптовую и розничную торговлю, но ее доля по сравнению с 2004 года чуть-чуть снизилась, тогда она составляла 46%. На второй позиции — сектор услуг — 17%, третье место принадлежит строительству — 12% и на четвертом — обрабатывающий сектор 10%. Снижается число малых предприятий в научной и инновационной сфере; в 2004 году на них приходилось 2,5%, сейчас — только 0,8% от количества малых компаний.  

Как мы видим, малый бизнес сегодня представляет немалую силу. Однако эффективность и роль его сильно уступает малому бизнесу в других странах. Почему? Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) считает, что основная проблема малого бизнеса не в том, что он маленький, а в том, что он изолированный. А раз так, то его эффективность невысока. Однако во всем мире давно нашли способ ее существенно повысить. Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес работает успешней в кластерах.  

На кластеры одним из первых обратил внимание американский экономист М.Портер, который определил их следующим образом: “Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга”. Ученый обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Для кластера характерно сосредоточение наиболее эффективных, взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые выращивают “бриллиант” национальной экономической системы и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынке.  

Закономерно, что кластеризация малого бизнеса поощряется повсеместно. В США согласно закону о малом бизнесе выделено 152 крупных кластера, которые пользуются поддержкой со стороны государства. В относительной небольшой по численности населения Канаде таких кластеров 8. В Японии их 18, а вот в Великобритании — 165. Очень широко распространена кластеризация малого бизнеса в Италии, в программу содействия сектора вошли 152 подобных образований.  

Эффективность кластеризации экономики подтверждена немалым количеством примеров. Самый яркий, о котором знают все, — кластер информационных технологий в Силиконовой долине (США). Его влияние на развитие современного мира трудно переоценить. Но есть и немало других удачных проектов. Автомобильный — в Германии в районе земли Северный Рейн — Вестфалия, парфюмерный кластер в Грасе (Франция), телекоммуникаций в столице Финляндии Хельсинки. Среди других кластеров можно отметить лесной в той же Финляндии, химический в Сингапуре, биотехнологический в Швеции, продуктовый в американском штате Аризона, телекоммуникационный в Италии, аэрокосмический в Испании.  

Неслучайно власти многих государств проводят курс на создание кластерных зон. Так, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения для биотехнологических фирм. В Норвегии действует программа, направленная на стимулирование сотрудничества между фирмами в кластере “морское хозяйство”. Кластерная стратегия практикуется также в Дании, Нидерландах, Канаде, ЮАР, Франции, Италии.  

Что дает кластерная политика? По данным Гарвардской школы бизнеса, в экономике США более тридцати двух процентов занятых работают в условиях кластера. В экономике Швеции, которая гораздо меньше Соединенных Штатов, в них занято тридцать девять процентов работоспособного населения. И один очень серьезный факт: уровень производительности труда в кластерах выше на сорок четыре процента. Не на четыре, а на сорок четыре процента! А зарплата выше на двадцать девять процентов!  

Если кластеры на Западе уже доказали свою эффективность, то у нас же они практически отсутствуют, есть лишь несколько отдаленно напоминающих их образований. В свое время был создан Алтайский биофармацевтический кластер в Бийске.  

Минэкономразвития еще в 2008 году выпустило документ, посвященный развитию кластеров. Была сформирована рабочая группа, которая даже однажды собиралась. Но дальнейших шагов не последовало. Как считает доцент кафедры “Маркетинг и Форсайт” Московского государственного университета технологий и управления Вадим Калиничев, нынешняя ситуация печальна, так как кластер — благоприятное место для развития малых компаний. При этом надо понимать, что нельзя механически переносить модели существующих за рубежом кластеров на нашу почву. Кроме экономических и организационных, на пути выращивания у нас кластеров, существуют и психологические препятствия. Далеко не все у нас готовы к взаимодействию в таких тесных рамках.  

Однако кластера надо развивать, несмотря на все препятствия. Не случайно в одном из вузов столицы с сентября 2010 года будет запущен курс, посвященной этой проблематике. Он позволит слушателям профессионально оценить возможность и эффективность создания кластеров, как их реализовать, будет преподаваться методика по определению того, какие кластеры России нужны.  

По мнению некоторых экспертов, сегодня возникает благоприятная ситуация для развития кластеров малого бизнеса в стране. В рамках усиливающейся поддержки сектора, как со стороны федерального центра, так и региональных властей можно концентрировать выделяемые ресурсы, не размазывая их тонким слоем по всей необъятной тарелке, а на конкретных направлениях, реализовывать совместные проекты.  

Проблема в том, что сегодня кластерным подходом занимаются разные ведомства, так как согласно распоряжению премьер-министра в свое время практически все экономические министерства разработали собственные программы развития малого бизнеса. Такая разобщенность не способствует реализации проектов, которые требуют объединение усилий, финансовых и других ресурсов.  

Президент Международной ассоциации маркетинговых центров “Система ММЦ”, член президиума НП “ОПОРА” Елена Емельянова считает, что кластеры необходимы для тиражирования в России передового опыта. Но чтобы кластеры действительно развились, нужно собрать все заинтересованные в этом структуры на одной площадке. И, как полагает Елена Емельянова, в качестве нее может выступать ТПП РФ.  

Вопрос в том, каким все же образом развивать у нас кластеры? Вряд ли мы сможем воспроизвести в нашей стране Силиконовую долину — она возникла в специфических американских условиях. Но вот методологию их созданию можно перенимать. При этом следует отчетливо понимать: практически любой кластер — это временное явление, он не создается на века. Кластеры появляются и исчезают в зависимости от экономической конъюнктуры. А вот инфраструктура их воспроизводства должна существовать постоянно для того, чтобы кластерные проекты регулярно бы возникали. В этой связи крайне важно формировать центры кластерного развития по всей России. Сегодня же у нас далеко не все даже понимают, в чем смысл и значение таких институтов. Поэтому целесообразно включать пункты по образованию кластеров в региональные планы экономического развития. Сейчас же этого понятие нет во многих официальных документах и кодексах.  

Чтобы в России начался кластерный бум, необходимо целый ряд условий. В первую очередь у экономики должен возникнуть спрос на подобные образования, реальное понимание того, какие задачи способны они решать. И не менее важный момент — это формирование в стране более гибкого рынка труда, активной миграции трудоспособного населения. Кластеры быстро зачахнут, если не будут питаться квалифицированной рабочей силой.

Владимир Гурвич

Газета "Московский комсомолец"

6 июня 2010





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум