Департамент поддержки малого бизнеса


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
Сибирские бизнес-омбудсмены и представители правительств совместно с заместителем полпреда Андреем Филичевым обсудили 17 ноября в режиме видеоконференции «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 года». Уполномоченные и представители региональных властей предложили ряд корректировок в проект.
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
О пяти направлениях поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетах работы городской администрации с малым бизнесом и трудностях на этом пути рассказал заммэра, председатель комитета по экономике города Иркутска Алексей Альмухамедов
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором будут обсуждаться предложения по повышению доступности кредитных инструментов, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса



   
» Главная / Статьи о гос. поддержке / .. / Как пишут программы и на что тратят деньги
Какие налоги мы на самом деле платим Почему в РФ стал ухудшаться предпринимательский климат Власть планирует упростить ведение бизнеса в стране
2010 год
-Минфин разработал патентную систему налогообложения для ИП
-Недофинансирование МСБ может быть преодолено при помощи ГЧП
-Инфраструктура поддержки МСП - "приводной ремень" госполитики
-Минфин отменит ЕНВД
-В.Путин и Э.Набиуллина обсудили планы по поддержке МСБ на 2010 год
-Нужно создать механизмы по поддержке средних и малых инновационных структур
-Поддерживая бизнес, государство надеется на его ответственность
-Долгая дорога к банку
-Грядущее повышение налогов и акцизов почувствуют все россияне
-Малый бизнес получит льготы при госзакупках
-Минфин предлагает изменить систему налогообложения для малого бизнеса
-Правительство РФ поручило МЭР внести законопроект об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности с исчерпывающим перечнем исключений
-Сокращение административных барьеров будет продолжено
-Минфин облегчит индивидуальным предпринимателям деловую жизнь
-Минэкономразвития поможет бизнесу преодолеть административные барьеры
-V съезд «Опоры России»
Минэкономразвития: новому ГК – "да", ограничениям для бизнеса – "нет" Губернатор: В регионе должны быть точки роста и прорывные проекты
Путин снова сказал о малом бизнесе или как Герасим о Муму заботился... Финансирование поддержки малого и среднего бизнеса в Приангарье 2011 году превысит 300 млн. рублей Мало лоббизма
В.Путин: государство будет искать варианты для снижения налоговой нагрузки Налоговая политика России на современном этапе - имитация имитации Алексей Альмухамедов побывал на предприятии «Марена», получившем поддержку администрации города
Если бизнес достучится до власти Рейтинг стран по ставке подоходного налога и страховых взносов «Скрытые» налоги
Э.Набиуллина: доля малого бизнеса в ВВП составляет около 20-25% Минэкономразвития отчиталось о поддержке МСБ в 2010 году Предприниматели Иркутска приняли участие в обсуждении принципов новой программы поддержки малого и среднего бизнеса
С.Шаталов: пора устанавливать мораторий на изменения налогов То ли «танцы минус», то ли танцы плюс Свобода лучше, чем несвобода, наличием свободы…
Выжить в тени Как пишут программы и на что тратят деньги

Как пишут программы и на что тратят деньги


Ставшие нередкими поездки в регионы не проходят бесследно. Сочетание формального (изучение документов в области «поддержки предпринимательства») и неформального (общение с теми, кто «поддерживает» и кого «поддерживают») все время, как с обрыва, сталкивает к одной и той же мысли: система зашла в тупик с точки зрения декларируемых целей, но при этом… «подпитывается» отнюдь не воздушными интересами и «саморазвивается» (исключительно в нужном ей самой направлении). То есть реальные цели в этой «тупиковой» системе тоже есть, но они совсем другие, нежели формально обозначенные в программах: выбить деньги (чем больше, тем лучше) и их освоить («пожирание» редких ресурсов).

Экономика останавливается и требует сокращения госрасходов, но теперь уже чиновникам самого нижнего уровня власти хочется присоседиться к «повышательному расходному тренду»: муниципалам тоже хочется МСП «поподдерживать». В последнее время увлечение разработкой проектов программ происходит уже на уровне местного самоуправления: выделив «свою» копейку, можно под красивые лозунги «поддержки МСП» получить региональные или даже федеральные ресурсы. Свести лозунги в некую программу из малопонятного набора мероприятий в общем несложно, действующих «образцов» хватает, меняй себе один муниципалитет на другой (шило на мыло), даже в текст и в разного рода обоснования заглядывать не обязательно. И «отчитаться» можно такими достигнутыми «результатами» (индикаторами), которые никого ни к чему не обязывают. Приведу конкретный пример из одного проекта программы, не называя ни регион, ни его административную столицу, где этот проект был подготовлен (он не одинок и не в пустыне):

Количество субъектов МСП, зарегистрированных при содействии организаций инфраструктуры поддержки.

Количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку в рамках реализации программы.

Количество мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов МСП в рамках реализации программы.

Количество обращений в организации инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

5. Количество субъектов МСП, принявших участие в обучающих мероприятиях (семинарах, тренингах).

Ну, нарегистрировали «юридических оболочек», чтобы формально наполнить показатель цифровым значением, и что дальше? Какой толк от этого экономике и людям? А завтра «фирмы» закрылись или их просто учредители «побросали», даже ни разу не сдав отчетность. И? Где деньги, Зин?

Ну, получила пара десятков фирм в год финансовую поддержку (в этом проекте программы именно столько, пара десятков, и была обозначена) и что дальше? Что после этого должно измениться? Или главное – деньги налогоплательщика по отработанной процедуре в «хорошие» руки пристроить?

Ну, провели нужное количество мероприятий (чем больше денег, тем больше мероприятий). Ну, увеличили количество обращений в организации инфраструктуры (в отчетности главным становится их фиксация), дальше-то что? Ну, приняло неимоверное количество [согнанных для галочки] представителей субъектов МСП в обучающих мероприятиях непонятно какого качества. И? Какой от этого эффект? Есть индикаторы, его замеряющие?

Формально все результаты будут выполнены (кто сомневается!), деньги бесцельно (или как раз с целью?) израсходованы, изменений в лучшем случае – никаких. Реально же неаффилированному частному бизнесу может и повредить. Но уж если очень хочется заниматься политикой поддержки МСП (чтобы и самим в масле поплавать, и перед региональным вкупе с федеральным уровнями выглядеть красиво), то совсем не помешало бы подумать о достижении хоть какого-то реального и полезного эффекта. Для этого надо задаться вопросом: каких изменений «объекта поддержки» хотим достичь за определенный период «внедрения» этой поддержки (через год, два, три)? Понятно, что на весь объект (например, все МСП данного «муниципального ареала») не повлиять – измерять изменения тут даже предлагать не стоит, чтобы не напугать чиновника. Но уж какие-то «трансформации» в той специфицированной и уникальной части объекта, которая получила прямые субсидии, обучалась, обращалась и привлекалась, можно и запланировать и в последующем мониторить-оценивать. Хоть какой-никакой сдерживающий механизм, вправляющий мозги – нельзя даже чужие деньги тратить просто так, напропалую, без оценки следствий и последствий этих расходов.  

Сегодня содержание по сути превратилось в процедуру, которую просто надо соблюсти. И процедура-то во многом нарушается (если копнуть поглубже), но даже при её соблюдении декларируемый на федеральном уровне результат развития МСП достигнут быть не может, поскольку стимулирование и мотивация работают «обратно пропорционально» декларациям. Неожиданное подтверждение этому было получено из региона, который в административно-бюрократической среде много лет считался одним из самых образцовых и передовых «поддержантов» сектора - Ленинградская область. Как раз в марте с.г. (период завершения в Минэкономразвития России процедуры распределения 18-ти миллиардных субсидий в региональные бюджеты по направлению «поддержка малого и среднего предпринимательство») из Ленинградской области пришла малоприятная весть: прокуратура обнаружила, мягко говоря, нецелевое использование предыдущих «распределений». В разных районах области регистрировались юрлица и ИП, получали каждый от 100 до 300 тысяч рублей в качестве безвозмездных и безвозвратных грантов (субсидий) на открытие и развитие собственного дела. Но функционировать, как выявила прокуратура, никто из них не собирался, деятельности вообще никакой не начиналось. Таких эфемерных «бизнесов» насоздавалось на 6 млн. рублей. Собственно, капля в море. Но море-то большое, всех «капель» искать никто не будет.

За 8 лет в России так и не была создана полноценная и независимая система мониторинга и оценки эффективности выделяемых на поддержку МСП средств, видимо, по причине, что эффективности (ни экономической, ни социальной) нет. И заинтересованных в том, чтобы «измерять неизмеряемое» и «обнимать необнимаемое», в органах власти, ответственных за поддержку, в принципе быть не может (кто же захочет рубить сук, на котором сидит и признавать, что использует средства неэффективно, уж тем более – нецелево). А раз экономика тут не нужна, то главным становится просто процедура «как правильно и по правилам разделить пирог». Для этого не нужны экономисты, с руководящей работой по господдержке бизнеса вполне справятся и прокуроры, пусть даже отставные. Что и продемонстрировала Ленинградская область, назначив бывшего прокурора председателем Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка (данная структура и занимается «поддержкой») http://lenobl.ru/news18103.html. Симптомы «вырождения» системы»? Процедура есть – ума не надо?

Одна рука государства создает стимулы для того, чтобы средства налогоплательщиков легально или нелегально превращались в «частные».  Другая – пытается «лупить» по негативным результатам. Все при деле, армия контролёров тоже не сможет обойтись без армии «поддержантов»…

Владимир Буев, вице-президент

Национального института системных исследований

проблем предпринимательства (НИСИПП) www.nisse.ru

Апрель 2013





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум