Департамент поддержки малого бизнеса


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
Сибирские бизнес-омбудсмены и представители правительств совместно с заместителем полпреда Андреем Филичевым обсудили 17 ноября в режиме видеоконференции «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 года». Уполномоченные и представители региональных властей предложили ряд корректировок в проект.
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
О пяти направлениях поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетах работы городской администрации с малым бизнесом и трудностях на этом пути рассказал заммэра, председатель комитета по экономике города Иркутска Алексей Альмухамедов
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором будут обсуждаться предложения по повышению доступности кредитных инструментов, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса



   
» Главная / Кластеры
Предприятия иркутской области, объединяйтесь! Новый механизм как светлое будущее малого бизнеса России нужны кластеры для развития малых компаний

Кластеры


Создание кластеров предприятий в Иркутской области

Одной из важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации перед главами регионов, является обеспечение устойчивого процесса развития и стабильного экономического роста с использованием инновационных методов. Также актуальной на сегодняшний день является проблема малого бизнеса, уровень развития которого в европейских странах является основным индикатором социально-экономической стабильности населения. Одним из проектов, позволяющих повышать долю конкурентоспособных товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями, за счет внедрения инновационных методов в организацию производства является объединение предприятий в кластеры. Эксперт фонда ЦСР «Северо-Запад» Д.А. Ялов определяет кластер, как «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи».

Учитывая положительный опыт создания кластерных структур во многих развитых и развивающихся странах мира, администрацией области принято решение о начале работы по объединению предприятий перспективных отраслей промышленности с использованием кластерного подхода, что позволит участникам достичь следующих основных целей:

  1. удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;
  2. получить эффекта от масштаба закупок материалов;
  3. обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;
  4. охватывать новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;
  5. достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Под руководством главы администрации области по экономическому развитию и финансам В.П. Третьяка запущен процесс объединения малых и средних предприятий некоторых отраслей промышленности. Необходимо отметить, что выбор отраслей, осуществлялся отчасти на основании международного опыта, отчасти учитывая необходимость укрепления конкурентных преимуществ, а также ускорения процессов внедрения инноваций и повышения уровня социального благополучия работников, особенно в населенных пунктах, отдаленных от областного центра. При этом учитывались также и особенности географического положения, благоприятные для создания кластеров в Иркутской области.

В настоящее время интенсивно выполняется объединение в кластеры для легкой промышленности (швейная отрасль) и отрасли производителей питьевых и минеральных вод. Активно ведутся исследования в секторе услуг — а именно возможность создания кластеров на базе прачечных и химчисток.

За прошедшее с начала 2006 года время администрация провела ряд мероприятий, соответствующих сценарию искусственного создания кластера предприятий в регионе, состоящему из пяти основных стадий:

  • агитация и мотивация потенциальных участников;
  • разработка общей стратегии;
  • разработка пилотных проектов;
  • разработка стратегических проектов;
  • стадия саморегуляции.

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

  • выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испыты¬вающих сходные проблемы в бизнесе;
  • достичь понимания ими преимуществ кластера;
  • сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.

В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.

В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересо¬ванных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций пред¬приниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, акту¬альность которой осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания це¬ли и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способст¬вуют снижению издержек при организации сети. Мероприятия, проведенные администрацией на данном этапе, описаны здесь

Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, соз¬дана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий.

На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участни¬ков группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели са¬мостоятельно не всегда уделяют такому анализу достаточного внимания, за¬нимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельно¬сти, которые должны иметь как качественные, так и количественные показате¬ли, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы. В данном случае вторая стадия создания кластеров состоит из следующих основных процедур, часть из которых на настоящий момент находятся в стадии выполнения и описана здесь. Другие мероприятия намечены на ближайшее время и описаны здесь.

Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается техно¬логия взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами мо¬гут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сы¬рья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты при¬званы, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой - воодушевить участников формирующе¬гося кластера на долгосрочное сотрудничество. Мероприятия, предусмотренные в перспективе, описаны здесь.

Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих дос¬тичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предпри¬ятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.

Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум